В этом году в составе проектной школы Технолидер, пятой по счету, впервые появилась лаборатория химии.
Лаборатория была посвящена решению насущной проблемы из области химической технологии на предприятии «СУМЗ»: необходимо было найти решение, как вывести из убытка побочное производство серной кислоты, если предприятие не может снизить издержки и объемы производства по экологическим причинам.
Участники лаборатории изучили процесс производства черновой меди, своего рода полуфабриката при производстве листов и катанки из чистой меди. Образующийся при плавке руды сернистый газ при попадании в атмосферу вызывает экологическую катастрофу, а при его улавливании на предприятии изготавливают серную кислоту. К концу дня ребята выявили противоречие: серную кислоту необходимо сбывать полностью, иначе производству черновой меди грозит закрытие.
Во второй день на «СУМЗе» состоялась экскурсия для участников лаборатории, где наглядно был продемонстрирован способ производства серной кислоты и его масштаб. Главный химик и специалист из отдела сбыта при общении с участниками лаборатории обратили внимание, что способ производства сложен, объемы производства огромны, поэтому изготовление серной кислоты убыточно, и холдинг «УГМК» очень заинтересован в поиске способа снизить свои потери.
Ребята разобрали, что убытки возникают не только при продаже серной кислоты по цене ниже себестоимости, но и при транспортировке и хранении такого опасного реагента.
Начался этап поиска идей. Стоит ли нейтрализовать избыток кислоты и складировать продукт? Или более выгодно модернизировать производство таким образом, чтобы кислота удовлетворяла более высоким требованиям, например, производителей автомобильных аккумуляторов?
Участники лаборатории решили, что наиболее эффективно с экономической точки зрения будет организовать при «СУМЗе» производство минеральных удобрений.
Но каких? Ребятам пришлось разбираться, какие минеральные удобрения существуют, чем сульфат аммония отличается от сульфата калия, как производиться эти минеральные соли и какой продукт на рынке наиболее востребован.
Установили, что сульфат калия – часть популярного и эффективного удобрения «Калиймагнезия», а при его производстве не требуется использование опасных реагентов. Чтобы окончательно выбрать метод производства, ребята провели серию опытов по получению сульфата калия в лаборатории. Далее начался этап проработки будущего производства.
Участникам лаборатории пришлось пройти все шаги планирования производства: провести расчеты, подобрать необходимое оборудование исходя из требований к его материалам и производительности, оценить размер будущего цеха и его будущее местоположение на территории «СУМЗа», определить количество работников, просчитать все капитальные и операционные затраты.
В результате работы появился план организации производства, которое по подсчетам будет приносить 1 млрд рублей прибыли в год и окупится за несколько лет. Также разработана дорожная карта внедрения проекта, согласно которой на запуск цеха потребуется 3 года от начала финансирования.
На финальной защите проектов проект лаборатории занял 3 место и и первое место в выставке проектов.
Команда оформляет предложение по реализации проекта.